КАРТА ЮКАМЕНСКОГО РАЙОНА

НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ – МОЛОДЫМ. НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ ЮКАМЕНСКОГО РАЙОНА.

Юкаменский район расположен в северо-западной части Удмуртской Республики. Граничит с Ярским, Глазовским, Красногорским районами Удмуртии, на западе – с Кировской областью. Район образован 15 июля 1929 года. Население района – 7854  тысяч человек. На территории Юкаменского района расположено 73 населённых пункта.

Наш район богат прекрасными людьми, традициями и обычаями. Здесь живут представители разных национальностей: русские, удмурты, татары, бесермяне и другие. Юкаменский район один из 16 сельских районов республики, где удмурты составляют большинство.

д. Абашево

Вверх по реке Леме в трёх километрах от деревни Шамардан находится деревня Абашево, по-бесермянски  «Баггурт». Почти все жители деревни носят фамилию Абашевы. Происхождение названия деревни Абашевская – Абашево могло быть от личного дохристианского имени бесермян Абыш Абаш – Абашко и далее от фамилии Абашев.

Топонимика окрестностей деревни Абашево

Наименование полей на территории деревни Абашево:

«Белянпал» - поле, на той стороне, где находится деревня Беляново.

 «Мургопбан» - склон глубокого рва.

«Черёмушник» - роща, где растет черёмуха.

«Беречконниг» - место, где поворачивается река или дорога.

«Горд яр» - Красный яр.

«Йыбык чаща»-  лес, по названию «Йыбык».

Названия логов:

«Пажма Шур» - («Пажма»-название деревни и речки, «Шур»-лог), Пажминский лог.

«Мургоп» - лог с глубоким оврагом.

«Куак Шур» - лог, где растёт кустарник; лог с порослью.

«Йакунявозь» - Якунин лог.

«Мешок гоп» - находится между д.Абашево и д. Шамардан. Лог напоминает форму мешка - узкая и длинная.

«Абаш луд» - Абашевское поле, т.е. поле той стороны, где расположено Абашево.

На 01.01.2022 год в деревне проживает 31 человек.

д. Антропиха

Раньше назывался «починок Новодизьменский» и был основан переселенцами из д. ДизьминоЯрского района.В 1940 году в 42 домохозяйствах проживали 218 человек, объединенных в колхоз «7-ой съезд Советов». В 1910 г. деревня, входящая в приход Верх-Унинской церкви, называлась починок Новодизьминский (Антропино). В 1924 году деревню записали как Антропинская. В 1829 году деревня Онтропинская относится к приходу Юкаменской Богоявления Господня и Свято-Троицкой церкви.

Топоним Антропиха указывает на имена или фамилии, прозвища основателей населённых пунктов: Александровка, Ивановцы, Бажениха. Происхождение местной формы топонима Трошагурт, Троша скорее всего, от удмуртского произношения русской фамилии Антропов или имени Антропий или Антроша и гурт – деревня, селение. Старинный ойконим Новодизминской указывает на то, что починок был основан переселенцами из починка Дизминского: в 1924 году в Уканской волости Глазовского уезда в Дизминском сельсовете с центром в д. Дизмино есть поч. Дизминский

Починок Дизминский Ярского района по указу ПВС УАССР от 12 октября 1961 г. исключен с учёта.

Уроженец деревни Антропиха Данилов Андрей Иванович-заслуженный строитель УАССР, Почётный гражданин Юкаменского района.

В деревне на 01.012022 г. проживает 10 человек.

 д. Бадеро

Бадеро удмуртско-русская деревня. В 1939 году деревня была с чисто русским населением, в которой в 25 домохозяйствах проживали 156 человек, объединенных в колхоз «Искра». Была своя Бадеринская мельница.

Название деревни могло возникнуть от удмуртского «бадѐинтыос» - места, заросшие ивняком, «бадяр» – клён и суффикса –о (ё): д. Бадяро; клён, кленовый.

В деревне Бадеро родился Биянов Ильдус Басырович (1975-1995),матрос, стрелок 61-й отдельной Киркинесской Краснознамённой бригады морской пехоты Северного флота. Погиб 12 января 1995 года при штурме комплекса зданий Совета Министров г. Грозный. Награждён орденом Мужества.

На 01.01.2022 г. в деревне проживают 66 человек.

 д. Балы

Балы – удмуртская деревня. В 1938 году в деревне в 45 домохозяйствах, проживали 243 жителя, объединённых в колхоз «Азлань». С удмуртского «Азьлань» - «Вперёд».

В переписи населения России в середине XIX в. записаны два починка: Балинской (Оверинской) и Балинской (Балы). Эти два одноимённых починка тогда были в 5 км друг от друга.

В 1924 г. записана д. Балинская Верх-Кузьминского сельсовета Ежевской волости Глазовского уезда, а Оверинского починка уже нет.

К. Герд оставил нам имена Баля, Балян. В удмуртском языке «баля» -диал. овца . А в русском языке баляовца могла получить множественное число балы – Балы. В дер. Балы воспитывался Ушаков Геннадий Афанасьевич, доктор педагогических наук, профессор. Родился 21.06.1938 г. в д. Арашиль Свердловской области.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Балы проживают 15 человек.

д.Беляново

Беляново -удмуртская деревня. В1940 году в 50 дворах проживало 308 жителей, объединённых в сельхозартель «Борец». При деревне была Беляновская мельница с жилым домом мельника, в котором жила его семья, всего 4 человека. В 1935 году в Беляново была начальная школа с числом учащихся  70 детей, где обучение проводилось на удмуртском языке.

Название деревни произошло от личного, вероятно, дохристианского имени Белян, Беляй, это русский топоним с суффиксами – ов-о ~ - ев-о: Исаково, Брызгалово, Гуляево, Ковалево. Другой вариант топонима от удмуртского «больыны» (над ‘о’ две точки - А.Х.)- разделить; обособить; перегородить, т.е. первопоселенец  основал починок, отделившись от семьи отца.

На 01.01.2022 года постоянно проживают 25 человек.

 д. Большой Вениж

Большой Вениж-год образования 1837г. В 2022 году исполняется 185 лет.  Достопримечательности: Вековая ель и вековая лиственница.

По сведениям на 01.01.2022 г. в деревне Большой Вениж проживает-61 человек.

 д. Бугашур

Бугашур - татарская деревня. Местная форма Атабай. Татарское название Атабай от татарского «ата»- отец и «бай»-прил. богатый,богач, богатей; хозяин. В 1938 г. Бугашур в Починочном сельсовете, в деревне 32 дома, в которых проживали 173 жителя, объединённых в колхоз «Большевик». У них своя мельница, там же дом мельника с 4 жителями.Коренные жители дер. Бугашур носят фамилию «Бузиков».

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д.Бугашур Ежевского сельского МО в 19 домохозяйствах проживают 4 человека.

д. Верхний - Дасос

Деревня ВерхнийДасос - татарская деревня. Год основания 1829.В 1940-м году в деревне насчитывался 21 двор с населением 130 жителей, объединённых в колхоз «Красный Октябрь». Удмурты  называли эту деревню «Мурсалим», татары – «Нырык».

Топоним  Мурсалим можно попытаться  объяснить так: на удмуртском  языке «мур» -  глубоко, глубокий;  «сальыны» - бросить, отбросить, кинуть, выкинуть;«мурсальыны»  ~ «мурсалим» – что-то отбросили, выбросили в  глубокий овраг (действительно, деревня стоит недалеко от узкого и глубокого оврага).

На 01.01.2022 года 6 жителей.

 д. Верхняя Пажма

Верхняя Пажма (год основания – 1829) удмуртско-татарская деревня. Местная форма Выли Пажма. До переписи 1926 года в В-Пажме проживали бесермяне, в XVIII – XIX вв. часть бесермян «отпала» в мусульманство оказалась татароязычной, другая часть была принята в лоно христианства и полностью перешла на удмуртский язык и до начала ХХI в была приписана к удмуртам.

В 1940 в 51 дворе проживает 261 человек, объединённых в колхоз им. Сталина. Имеется мельница, при которой дом мельника и живут там 2 человека. В 1935 г. была начальная школа, в которой обучаются 105 учащихся на удмуртском и татарском языках.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Верхняя Пажма Ежевского сельского МО проживают 36 человек.

 

починок Глазовский

Починок Глазовский - удмуртская деревня. В 1940 году в 30 дворах проживали 199 жителей объединённых в колхоз «Молодой большевик».

Название починка перекликается с названием г. Глазова, может быть, починок основан переселенцами из города (после переименования Екатериной II  деревни Глазова в уездный город Глазов в 1780 году).

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в п. Глазовском постоянно проживает 19 человек.

д. Гулекшур

Гулекшур, бесермянская деревня, объявленная удмуртской деревней после союзной переписи населения в 1926 году и во всех последующих переписях населения в СССР. Только после всероссийской переписи 2002 года жителей Гулекшура вновь назвали бесермянами. В 1939 году в 59 дворах проживали 331 житель, объединённых в колхоз «Красная звезда». В 1935 году в деревне Голеншурская или Голекшурская (так названа деревня в архивных документах) начальная школа на 111 учащихся, в которой детей обучали на удмуртском языке. В удмуртском языке «кольы» -  галька; гравий; мелкий камешек; «шур»-река, речной – речка, текущая по каменистому, гравелистому руслу.

7 мая 2021 года состоялось торжественное открытие памятника воинам Великой Отечественной войны в д. Гулекшур Юкаменского района.

На 1.01.2022г. в д. Гулекшур зарегистрировано 90 человек.

д. Деряги

Деревня расположена  на реке Лема. Примечательно само  название – Деряги, оно может означать растение «Плаун». В старину ребёнок, получая это имя, наделялся полезными качествами растения. Не  исключено также, что фамилия Деряга образована от существительного «деряга», которое означает «плакса».  Возможно также, что прозвище Деряга берёт начало от глагола «драть» со значением «царапать», «вздорить»…

На 1.01.2022г. в д. Деряги население - 9 человек.

 д. Доронино

Старожилы рассказывают, что основал деревню человек по имени Доронь (возможно по фамилии Доронин). По-удмуртски деревню называют Доронягурт, состоит из большого Доронино и малого Доронино. Топоним образовался от личного имени Дороня, который в те времена мог быть человеком с большим авторитетом, которого окружающие очень сильно уважали: «зок». Зок Дороня – русская калька с удмуртского - Большое Доронино. Также «зок» - полный, толстый, тучный или человек был очень тучным, полным, поэтому очень приметным в округе. Но вот что интересно: у деревни Малое Доронино местная форма ПочиДороня, «почи» означает– маленький.  Возможно, в деревнях были два человека по имени Дороня: один большой, тучный, другой –маленький, щуплого телосложения.

 Большое Доронино, Малое Доронино, деревни удмуртские.

Уроженец деревни Сатурий Михайлович Данилов-председатель колхоза «Молния», руководитель «Агропромхимии», председатель Юкаменского сельсовета, награжден  медалью «За трудовую доблесть».

 Население на 01.01.2022г. - 21 человек.

 

 д. Ешмаково

Ешмаково, удмуртская деревня. В 1940 году в 63 дворах проживали 373 жителя, объединённых в колхоз «Выль гурт» («Новая деревня»). В 1935 году в деревне начальная школа, в которой обучались 136 учащихся на удмуртском языке. Название деревни от удмуртского имени Ешмак + суффикс –ов –о; это имя есть в именнике К. Герда.

Известные люди:

В деревне Ешмаково родился Сысоев Фома Филиппович, кандидат медицинских наук, профессор, заслуженный врач РСФСР, заслуженный деятель науки УАССР, отличник здравоохранения (1895 – 1974).

В деревне Ешмаково 24 декабря 1914 года родилась Малых Варвара Фоминична, заслуженный врач УАССР (хирург), отличник здравоохранения .

В деревне Ешмаково в 1946 г. родился и вырос кандидат технических наук Алексей Алексеевич Попов.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Ешмаково проживают 57 человек.

 

починок Ежевский

Починок Ежевский, бесермянская деревня. В 1940 году в 36 дворах проживали 225 жителей, объединенных в колхоз «Молодой большевик». В 1938 году в починке была мельница.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в починке Ежевском проживают постоянно 25 человек.

д. Жувам

Деревня расположена на северо-западе республики на расстоянии примерно в 9 километрах к юго-востоку от районного центра Юкаменского.

Жувам, деревня удмуртская. В 1939 году был Жувамский сельсовет, тогда в Жуваме в 99 хозяйствах проживали 539 жителей, объединенных в колхоз «УАССР».

В Жуваме проживают бесермяне, поддавшиеся крещенью в середине XVIII века. Не поддавшиеся крещенью бесермяне основали татарскую, т.е. мусульманскую, деревню Иманай – Бигержуам.

Топоним Жувам ~ Жуам мог образоваться от удмуртского «жуам» -горелый, обгорелый; «жуамбервыл»- горелое место  – деревня, построенная на гари, на месте горелого леса (например, после подсечных работ по освоению пашни из под леса и последующего выжигания лесных остатков).

В Жуваме родились:

Елена Васильевна Попова, кандидат исторических наук, автор нескольких монографий и публикаций о бесермянах .

Дмитрий Иванович Невоструев, заведующий Юкаменским РОНО и в конце 60-х гг. ХХ столетия – председатель Юкаменского райисполкома.

Невоструева Ксения Алексеевна, ветеран педагогического труда, основательница бесермянского фольклорного ансамбля "Жин-Жин". Она на протяжении многих лет вела работу по возрождению и пропаганде культуры бесермянского народа.

На 1 января 2022 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) деревни Жувам Удмуртской Республики составляет 130 человек.

д. Жуки

Жуки, удмуртско-русская деревня. В 1940 г. в русской деревне Жуки Чурашурского сельсовета жили 30 русских семей, жителей всего 177 человек, объединенных в колхоз «Красная Заря». Была мельница с 1 двором мельника и 4-мя членами его семьи. В 1935 г. в деревне Жуковская начальная школа на 67 учащихся.

Топоним Жуки может быть от русского «жук» (насекомое), или от удмуртского «жук» - каша.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Жуки проживают 11 человек.

 

д. Зилай

Зилай, удмуртская деревня. В 1940 г. д. Зилай в Ертемском сельсовете Юкаменского района, в 41 доме проживали 253 человека, организованных в колхоз «Зилай». У колхоза была  своя мельница с одним двором мельника и 3 жителями. Основателем починка мог быть крестьянин по имени Зилай.

Количество постоянно проживающих в деревне 2 человека (2022г.).

д. Золотарево

Золотарево, деревня удмуртская (на 1965 г.). Год основания 1873 г. Местная форма названия деревни Гарегурт (Гаригурт). В 1940 году в деревне 56 домохозяйств с 312 жителями, объединенных в колхоз «Восток», при деревне мельница с домом мельника и его семьей в семь человек.

Название деревни от личного дохристианского имени Золотай или Золотар + суффиксы – ов-о ~ -ев-о. Деревня Золотарево первоначально возникла и застраивалась вокруг сильного родника, которому в 80-е годы прошлого столетия был присвоен статус памятника природы.

Невоструева Галина Ефимовна уроженка д. Золотарево, почетный гражданин Юкаменского района, занесена в Книгу трудовой славы Юкаменского района, награждена орденом Знака почета. Заслуженный работник сельского хозяйства. Председатель колхоза «Трактор». ПредседательПалагайского сельского совета.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022г. в д. Золотарево зарегистрировано 4 человека.

 д. Зянкино

Зянкино, деревня удмуртская. Местная форма Зянчагурт. В 1938 году деревня была в Тарсаковском сельсовете. В деревне тогда в 38 дворах проживали около 200 человек, объединенных в колхоз «Зянкино». В Зянкинской начальной школе (в 1935 г.) обучалось 140 учащихся на удмуртском языке, при школе была библиотека (из 13 библиотек, имеющихся тогда в районе). Зянкино – старинная деревня. В 1829 году д. Зянкинская входила в приход Юкаменской церкви. Топоним Зянкино образовался от дохристианского бесермянского имени Занка, Зянча (над «з» две точки – А. Х.).

Численность постоянного населения деревни составляет 131 человек (2022).

д. Иманай

Иманай,  татарская деревня. Год основания 1859. В 1940 году в деревне было  63 дома, жителей 338 человек, объединенных в колхоз «Беренче Май» («Первое мая»). В Иманае в 1935 году открылась татарская начальная школа, в которой обучался 51 ученик.

Деревня Иманай (в народе бытовало название БигерЖувам). В списках переписи населения России (1876 г.) записан: « Жувамской (Иманаева), починок при ключе Жуваме, т.е. это починок, который основал человек по имени  «Иманай».

По архивным данным в 1917 году в деревне Маложуамской (Иманае) пятивременная мечеть (мулла избирался из наиболее авторитетных прихожан, умеющих читать молитвы во время похорон и в других случаях).

На 01.01 2022 года проживают 45 человек.

д. Истошур

Маленькое селение по расположению дворов (вид сверху) напоминает птичку. Отсюда удмуртское название деревни Пислеггурт( «пислег» - синица удм.) а на русском языке название деревни, вероятно, возникло от слов «исток» и «шур»: на этом месте был исток реки.

Население на 01.01.2022 год -  29 чел.

д. Каменное

Каменное, удмуртская деревня. В 1940 году в деревне было 22 двора со 124 жителями, объединённых в колхоз «Красный Октябрь».

Название деревни не требует расшифровки. Возможно, поблизости от деревни были овраги с выходами камней известняков или песчаников - валунов. Очень вероятно, что деревню основали русские переселенцы. Недалеко от Каменного в Жуваме уже в наши дни добывали известняк (те же камни) для производства минерального удобрения для наших очень кислых почв.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Каменное проживают 18 человек.

д. Камки

Камки, удмуртская деревня. В 1940 году Камки центр одноименного сельсовета. В деревне 34 двора и 197 жителей, объединенных в сельхозартель им. Сталина. В удмуртских землях всегда были бобровые гоны (угодья), в удмуртском языке «кама» означает бобр; бобровый; возможно, ойконим деревни от названия зверька.

Правда, у К. Герда записаны имена Камаш, Камьян, Камай, может быть, один из них был основателем деревни?

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Камки Юкаменского сельского МО проживают 128 человек.

д. Кельдыки

 Местная форма названия – Дзянгыльди( ӟангыльди). Согласно книге «Вятская губерния. «Список населенных мест по сведениям 1859—1873 годов», на территории Кельдыков располагался починок Зянкильдиевский (Кельдиковский), в котором насчитывалось 11 дворов и 192 жителя (84 мужчины, 108 женщин). Населённый пункт относился ко 2 стану Глазовского уезда Вятской губернии.

На подошве склона реки Лекма между деревнями Кельдыки и Ново – Елово протекает большой родник «Базымошмес»,который занимает площадь 0,0132 гектара. Родник выделен как ресурсосберегающий объект, источник питания реки, памятник природы.

В 1940-х гг. деревня насчитывала 32 подсобных хозяйства. В ней функционировал колхоз имени И. В. Сталина.

Уроженка деревни КельдыкиРазеева Екатерина Ивановнабыла  председателем  Верховного Совета Удмуртской АССР (1980—1985 годы).

На 01.01.2022 г. в деревне проживает 108 человек.

д. Кесшур

Деревня Кесшур основана в 1829 году. Кесшур, деревня удмуртско-татарская. В 1939 в 65 домах проживали 310 жителей, объединенных в сельхозартель «Сталинчы» («Сталинец»). В 1935 году в Кесшуре начальная школа на 74 учащихся. На реке Убыти против Кесшура записана мельница, с одним жилым домом мельника, с 2-мя жильцами.  В архивном документе она значится как Кесшурская (Бадеринская) мельница. Ойконим Кесшур от удмуртского «кос»- сухой;  засушливый, сухо; «шур»- | река, речной – деревня Кесшур – деревня, построенная на сухой, засохшей речке. По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Кесшур проживают  35 человек.

д. Кокси

Кокси, деревня удмуртско-русская. В 1939 году это деревня с преимущественно русским населением в составе Бадеринского сельсовета. Деревня не была чисто русской, вместе с ними жили три семьи бесермян. В Коксях в 23 дворах проживали 108 жителей, объединенных в колхоз «Красный путь».

Этимология прозрачна: удм. диал. «какся» -цапля. «Какся» – широко расселившаяся родовая группа удмуртов, ее следы выявлены в Алнашском, Юкаменском районах Удмуртии, Кировской, Пермской областях, в Башкирии и Татарии».

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Кокси проживают 21 человек.

д. Колбёнки

Официально год 1829 можно считать началом основания деревни. Колбенки, русская деревня. В 1940 году Колбёнки в Камковском сельсовете, там в 30 дворах проживали 155 русских жителей, у них колхоз «Красивый луч».

    Название деревне Колбёнки вероятно, дали русские первопоселенцы: «колба» – набалдашник, комлистый корень; или от «колбень» – рыба, весьма обычная и многочисленная рыбка во всех проточных речках края (живет и в прудах).

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Колбёнки проживает 3 человека.

д. Кочуково

Кочуково - удмуртская деревня.  В 1938 году в д. КочуковоКельдыковского сельсовета в 65 домохозяйствах проживало 356 человек, организованных в сельхозартель «ВыльУлон» («Новая жизнь»).    

 Топонимы Кочуково, Кочуковская могут быть от удмуртского  «кочо»-   сорока (в «кочо» над «о» двоеточие - А.Х.);  или «кар» - сорочье  гнездо или  «чук» -  утро-кочук ранняя сорока. А может быть, все проще: деревню основал первопоселенец Кочук: такое имя оставил нам Кузебай Герд в 1920-х годах.

Местные жители называют деревню по-удмуртски  Пыгыли. Раньше, по словам жителей, в деревне жило больше трехсот жителей. Была своя начальная школа, которая существовала до 1962 года. А потом ее перевели в Кельдыки.

Зилайская сосна

     Близ деревни Кочуково, на меже с д. Зилай, растёт дерево - долгожитель со своеобразной кроной  Зилайская сосна.  Сосну называют  Янарпужым( на удмуртском) ,относится она к ботаническим памятникам природы республиканского значения. Уроженцы этой  деревни  знают  историю появления  этой сосны  и считают её своей.

Раньше у каждого двора (воршуда) в деревне было свое имя: Пале пи, Поска пи, Ташья пи, Бадей пи, Педос пи, Мусьник пи, так как фамилий не было, и называли дворы именами их жителей. Вот, например, Королевых, живущих в деревне, называли Васька пиос, да и до сих пор так называют. А Огородовых говорят Зучпиос, так как фамилия эта русская.

     Был в деревне, по словам местных жителей, воршудЯнар пи. Была у Янар пи своя межа и располагалась она именно на том месте, где сейчас находится памятник природы. Сосна названа в честь человека,  который её посадил, и посадил на своей меже. Да и местное название сосны -Янарпужым ( сосна Янар) - говорит само за себя.

     В д. Кочуково 4 апреля 1943 года родилась Гришкина Маргарита Владимировна, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки,  профессор Удмуртского государственного университета .

На 01.01. 2022 года проживают 12 человек.

д. Куркан

Деревня Куркан - удмуртская деревня. В 1940 году Куркан в составе Чурашурского сельсовета, в деревне 43 двора и 326 жителей, работающих в колхозе им. Сталина. На речке Курканке в 30-х годах стояла мельница (татары из Палагая речку называют Држиначокыр).

По данным списков Куркан – место, которое облюбовали первые переселенцы из деревни Юберевской. А Юберево упоминается в переписи 1678 года.

Ойконим «куркан» мог появиться от удмуртского «курка»- индейка; индюк, индюшка. Возможно, первопоселенцы одни из первых в округе стали разводить индеек.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Куркан проживают 32 человека.

 д. Кычен

Кычен, деревня удмуртская. В1940 г. в 81 дворе тогда проживали 485 жителей, объединенных в колхоз «Кычен», в колхозе мельница с одним поставом, при ней 1 двор с 4 жителями.    Название деревни можно определить от удмуртского «кочон» кочерыжка; «кубиста» ~ капустная кочерыжка ; здесь надо понять (услышать), что при произношении слова «кочон» в удмуртском языке обе фонемы «о» произносятся низко, почти как звук «ы» в русском языке: кычон или кычын. Русские переписчики записали так, как слышится: Кычен.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Кычен проживают постоянно 72 человека.

выселок Лемский

Выселок Лемский, деревня удмуртская Шамардановского сельсовета. В 1940 году в 10 домохозяйствах проживали 71 житель, организованных в сельхозартель «Выселок Лемский». Имя деревне дали от названия реки Лема, левого притока реки Лекма, левого притока реки Чепцы.

 На сегодняшний день (2022г.) в выселке постоянно проживают 6 человек.

д. Лялино

Лялино – русская деревня. Название произошло от фамилии Лялин. Фамилия Лялин в Юкаменском районе было распространена. Лялин + о (суффикс) =Лялино.

      Коренные жители деревни староверы, в основном носили фамилию Лялин.В 1938 году в деревне проживал 71 человек в 10 дворах, объединенных в колхоз «Новая жизнь».

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Лялино Верх-Унинского сельского МО проживают 2 человека.

 д. Ляпино

Ляпино, удмуртская деревня. В 1940 году д. Ляпино в Камковском сельсовете, жили там 264 жителей в 42 домах.

По сведениям архивных данных деревню Ляпино называли починок Архиповский. В те далекие времена первыми переселенцами в этих краях  была семья Архипа Бабинцева, отсюда и название. Жену Архипа, которая умерла рано, звали Ляпа. После смерти жены он решил увековечить ее имя и переименовал починок в Ляпагурт (Ляпино). Существует и другая версия:название деревни могло образоваться от удмуртского «ляпверасакуштыны» 1) высказать всё; 2) сказать глупость; ляпнуть разг.

По сведениям Удмуртстатана 1.01.2022 г. в д. Ляпино проживают 34 человека.

д. Малый Дасос

Малый Дасос, деревня удмуртская. Местная форма – Поркар.

 В 1924 году это починок Поркар СтарыйБадеринского сельсовета Юкаменской волости Глазовского уезда Вотской автономной области; при деревне Старопоркарская мельница. Это деревня бесермянская, при Советской власти бесермян приписали к удмуртам. В 1939 году в Малом Дасосебыло 35 дворов с 213 жителями, объединенных в колхоз «Май». В 1924 году деревня записана как Дасос Малый.

Название деревни  предположительно, от угорских названий в географической номенклатуре Удмуртии. Основу таких топонимов как Поркар (удм. «кар»-«городище; город»), Поршур (удм. «шур»-река), Поргурт (удм. «гурт»- деревня), от обско-угорского этнонима «пор». На севере Удмуртии этномимомпор называли современных мари; например, на землях Палагинского сельсовета существует урочище Поршай(с удмуртского «шай» -кладбище – кладбище поров.

На 1 февраля 2022 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) деревни Малый Дасос Удмуртской Республики составляет 30 человек.

д. Малый Вениж

Малый Вениж - год основания -1837год.Малый Вениж, деревня  татарская. В 1907 году в деревне была построена мечеть, при ней магометанская школа, где детей обучали молитвослову, чтению Корана и письму на основе арабского алфавита.

     Местная форма  Максут. Весьма вероятно, что  топоним образовался от татарких слов  «мәк» - мак, маковый и «сут»- сок   (в растениях),  или от слова  «сөт» - молоко,молочный. Возможно, в числе основателей деревни был тяжело больной человек (или знахарь), знающий обезболивающее действие макового сока. Маковый сок, вытекающий при  надрезе кожицы недозрелой маковой головки или стебля растения,  очень похож цветом на молоко. И еще: в исторической (этнографической) литературе встречаются оба топонима. Топоним Максют по произношению по-татарски ближе к слову Максөт. Таким образом, оба топонима на местном – татарском – языке  Максут  и  Максют  оказываются равнозначными. В 1940 году в  59 дворах проживали 323 жителя, объединенных в колхоз «2-я пятилетка». При деревне М-Венижская мельница с усадьбой мельника.

По сведениям на 01.01.2022 г. в деревне Малый Вениж  проживает 32 человека.

д. Митрошата

Деревня Митрошата удмуртская деревня.Местная форма названия деревни  – Митрошка. Топоним прозрачен: от личного имени Митрофан, уменьшительная форма – Митрошка. В 1940 году деревня входила в составЖувамского сельсовета, в 46 дворах проживали 242 жителей - бесермян (после Всероссийской переписи в 1926-м году, бесермян отнесли к удмуртам). В Митрошатах организован колхоз «13-ая годовщина Октября».Эта деревня старинная: в 1829 году починок Митрофановский приписан в приход Юкаменской церкви во имя Богоявления Господня.  На 01.01.2022 года в деревне проживают 22 человека.

В деревне Митрошата родился Герой Советского Союза Анатолий Архипович Попов(1925-1958). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды и Славы III степени. В райцентре селе Юкаменском одна из улиц названа в честь Героя Советского Союза А.А. Попова.

д. Муллино

Муллино, татарская деревня Пышкетского сельсовета (на 1965 г.).

     Местная форма топонима Муллагурт.В татарских деревнях Юкаменского района деревню называют Мулла авыл. В 1940 году деревня в составе Ертемского сельсовета, в 36 дворах там проживали 180 жителей, объединенных в колхоз «Муллино». Название деревни от слова «мулла» – так зовут магометанского (мусульманского) священнослужителя в мечети (или аксакала, исполняющего обязанности муллы в деревне). «Гурт» и «авыл» на удмуртском и татарском языках переводятся как деревня.

     В деревне Муллино родился и вырос Хадияр Асмандиярович Бекмансуров, 1939 года рождения, кандидат биологических наук. Работает в Елабужском университете, живет в городе Елабуга Татарской Республики.

Памятник природы родник «Муллинский»находится в овраге, расчленяющем правый склон долины реки Пажма. Это ресурсосберегающий объект, питает реку, является источником водоснабжения.

Численность постоянного населения деревни на 01.01.2022 г. составляет 18 человек. Фамилия жителей Бекмансуров.

д. Мустай

Мустай, удмуртско-татарская деревня. В 1940 году в 29 дворах проживали 170 жителей, объединенных в сельхозартель «Путь Сталина».

В 1829 г. поч. Мустаевский приписан к приходу Юкаменской церкви. Ойконим может быть, от «мус» - печень, печеночный; «тайыны»- скрыть, утаить.

Возможно, ойконим«мустай» от имени Мустай: в именнике К. Герда это имя записано.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Мустай проживают 14 человек.

д. Нижняя Пажма

Деревня Нижняя Пажма, (год основания – 1829) удмуртская деревня. Местная форма топонима Ули Пажма . До переписи 1926 года деревня была бесермянской. В 1940 г. проживало 198жителей  в 32 домохозяйствах,объединенных в колхоз «1-ое Мая», у них быласвоя Нижне-Пажминская мельница с одним мельником (семья из 2 чел.).

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Нижняя Пажма проживают 28 человек.

д.Новоелово

Удмуртская  деревня Кельдыковского сельсовета (на 1940 г.), тогда она называлась д. Ново-Елово. С 2018 года   название деревни пишется  слитно :Новоелово. В 1940 г. в 71 дворе проживали 459 человек, объединенных в колхоз «Кизили» («Звезда»). На реке Лема стояла мельница, при ней одно хозяйство мельника, вся семья – из 4 человек   

 Местная форма названия деревни Пискор. Ойконим Пискор мог образоваться от удмуртских  «пис»- полено;   «кор»- бревно. Буквально: пискор – обрубок бревна

На 01.01 2022 года постоянно проживают 189 человек.

В деревне Новоелово родился Юрий Геннадьевич Булдаков, «Почётный гражданин Юкаменского района». Практически всю свою трудовую жизнь занимал руководящие должности. Уже в 25 лет он стал самым молодым руководителем сельхозпредприятия. В 1979 году его назначили председателем колхоза «Мир». А до этого, после окончания Пермского сельскохозяйственного института, трудился в данном хозяйстве главным инженером. Больше 15 лет Ю. Булдаков был председателем колхоза. Потом его назначали председателем Шамардановского сельсовета. На этой должности Юрий Геннадьевич работал 22 года до выхода на заслуженный отдых.

 д. Одинцы

Одинцы, русская деревня. В 1940 г. д. Одинцы в составе Камковского сельсовета, в 21 домохозяйстве проживали 125 человек, объединенных в колхоз «Красный маяк». У них была мельница с домом мельника, в котором жили 3 человека. В 1935 г. в деревне работала Одинцовская начальная школа, в которой обучались 55 детей на русском языке.

В настоящее время ойконим Одинцы сохранился, но большинство жителей этой деревни теперь татары из соседних деревень Зяглуд и Юнусенки, русские жители почти все из деревни выехали.

Недалеко от деревни находится березовая роща. Одинцовская роща выделена как памятник природы республиканского значения. Роща занимает площадь 5 га. Роща выделена как эталон лесохозяйственной культуры, с высоким рекреационным и эстетическим потенциалом.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Одинцы проживают 35 человек.

 

 д. Порово

Его первоначальное удмуртское название «Поргурт». Название деревни не случайно – деревня расположена на горе, со всех сторон обдувалась ветрами. Слово «порья» на удмуртском означает «кружит». Переиначили его уже русские. Население – 31 чел.

д. Пасшур

д. Пасшур, (год основания – 1839) удмуртско-русская деревня В 1938 г. эта деревня записана как русская. В этом году в 17 дворах проживали 72 жителя, у них колхоз «Волна».

Пасшур от гидронимный ойконим; возможно он образовался от удмуртского  «пась» - дыра, дырявый  +  «шур» - река, речной. Пасшур - дырявая река?  Может быть, речка в дождливые дни и в весеннее половодье, стекая с каменных порогов,  в омутках ниже образовывала водовороты и создавала иллюзию провала, стока воды в воронку (дыру).

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Пасшур проживают 6 человек.

д. Починки

Починки (год основания – 1744)- татарская деревня. В 1938 году в 95 домохозяйствах проживали 457 жителей, объединенных в колхоз им. Кирова. У них была своя мельница с одним домом мельника и шестью членами семьи. В 1935 г. в Починках была начальная школа, в которой обучались 137 детей на татарском языке, организована самостоятельная читальня.

Деревня Починки – это центральная усадьба бывшего колхоза «Большевик», современного СПК «Нива», объединяющая 8 населенных пунктов: Тылыс, Бугашур, Нижняя и Верхняя Пажма, Сидорово, Пасшур и Тат—Ключи. В деревне расположены школа, детский сад, учреждения культуры: СДК и библиотека,  ФАП, отделение связи, контора сельхозпредприятия.

Но самое главное достояние деревни – это, конечно же, простые люди, которыепосвятили свою жизнь деревне. 115 человек под руководством Бузикова Рамиля Минмулловича. Хозяйство занимается смешанным производством:  мясомолочное животноводство и  растениеводство. Среди работников сельского хозяйства  за свой трудовой вклад в экономику  хозяйства  удостоены  звания «Заслуженный работник сельского хозяйства УР»: Бузанаков Набиулла Нурмухаматович, Бекмансурова Мингуза Фартовна, Байкузин Магсум Мухатдисович, Бузанаков Амир Асхатович, Бузиков Рамиль Минмуллович, Таушева Муслима Назьмутдиновна, Балтачев Евгений Иванович.

Звания «Почетный гражданин Юкаменского района»  удостоен  Бузанаков Амир Асхатович.

В настоящее время обучение детей ведется в МКОУ  Починковская ООШ. В ней обучаются 34 ребенка (школа в Починках основана  1 марта 1874 года). Школа построена в 1973 году. Это первая школа района, построенная в кирпичном исполнении на 400 мест.

В начале XXI в. в Починках построена новая мечеть.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Починки проживают 266 человек.

 

 д. Ситники

Деревня Ситники, русская деревня. В 1940 г. в Ситниках в 19 домохозяйствах проживают 112 жителей, объединенных в колхоз «Заря», ситниковская мельница с одним домом мельника, в котором живут три жителя.

Название Ситники, вероятнее всего, дали русские основатели починка.

У Ожегова: «ситник» -  ситный хлеб, т.е. хлеб из просеянной сквозь сито  муки. Русские жители Юкаменского района ситным хлебом называли хлеб, испеченный из муки яровых – овсяной, ячменной муки – такая мука обязательно просеивалась сквозь сито.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в Ситниках проживает          1 человек.

д. Сыга

Сыга, удмуртская деревня. В 1940 г. д. Сыга в Ертемском сельсовете, в 15 дворах проживали 80 жителей, объединенных в колхоз "Красное Знамя".

1829 году поч. Сыгинский был приписан к приходу Юкаменской церкви.

По версии краеведа А.П. Баженова, топоним Сыга от удмуртского «сыг-сыг» крепкий, коренастый (человек).

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Сыга проживают 18 человек.

д. Тарсаки

Первоначальное название деревни Андреевской починок – от имени Андрей; топоним Тарсаковской мог возникнуть от удмуртского «та» -  этот, эти; та адями вот этот человек, и от «арсыз» - неряшливый, неряха, грязнуля. В итоге имеем: эта деревня неряшливого человека по имени Андрей с распространением этого качества на всю деревню та арсыз ~Тарсаки или личного дохристианского имени Тарсак.

Численность постоянного населения деревни составляет 24 человека.

 д. Татарские Ключи

Татарские Ключи, (год основания – 1648) удмуртско-русско-бесермянская деревня.Местные формы топонимаТөгермәнавыл («төгермән» на татарском языке – мельница), и на удмуртском – Вукогурт (с удмуртского «вуко» – мельница).

В д. Татарские ключи Юкаменского района есть родник. Родник называется «Дар Земли»,что вполне соответствует его внешнему виду. Вода собирается из 29 маленьких ключиков в один большой и мощным потоком изливается из трубы у подножия горы. Сразу же образуется большое озеро.Считается, что «Дар Земли» самый полноводный родник Удмуртии.По татарским обычаям из этого родника берут воду для купания новорожденного. Также молодожёны на свадьбе идут на этот родник за водой. Тут празднуются местные праздники. «Дар Земли» является памятником природы.

В деревне проживают 160 человек (2022г.)

д. Турчино

Раньше называлась Ожъяром (Ожъяськон Яр) на бесермянском наречии. Деревня расположена на горе, со всех сторон все хорошо просматривалось – видно, здесь проходили основные бои в дни монголо – татарского нашествия. Частые войны наложили свой отпечаток на характер людей поселившихся здесь. Народ здесь жил воинственный, атаки врагов отражались незамедлительно. Приезжавшие русские перекупщики, агенты купцов вятских земель  прозвали их турками за такой характер.  Впоследствии деревню переименовали в  Турчино, видимо, от слова «турки».  Сами турчинцы славились тем, что были работящие и дружные.

Фамилии Ешмеметьев, Бекмеметьев произошли от имен тех людей, которые жили здесь в 15-16 веках. 

Население: на 01.01.22г.  зарегистрировано 78 чел.

 д. Тутаево

Тутаево, деревня с удмуртско-татарским населением.Это очень старинная деревня, первое упоминание о деревне датируется 1678 г.

 В 1939 году записаны две деревни: Тутаево-Янги-юл и Тутаево-Заря. В д. Тутаево-Янги-юл было25 домохозяйств, вновь организованный колхоз в деревне так и называется: колхоз «Янги-юл». В д. Тутаево-Заря -  41 дом, здесь колхоз назвали «Тутаево-Заря». До Великой Отечественной войны эти деревни входили в состав Бадеринского сельсовета. В 1924 году на реке Убыти записана Тутаевскаямельница.До настоящего времени не до конца изжито разделение деревни на две части: татарская часть деревни не считает своих предков бесермянами, а другая часть – крещеные бесермяне – считают себя удмуртами. И на деревенском кладбище единая территория разделена на 2 части: мусульманскую и православную.

Население 54 человека(2022г.)

д. Тылыс

Деревня Тылыс - место древнего селища бесермян уникального малочисленного народа России.По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Тылыс проживают 6 человек.

      Название деревни в переводе с бесермянского означает «шалаш». Она на самом деле похожа на шалаш. Гордо и красиво стоит на горе, а вокруг лес речка и луга с перелесками.                                                                                       

Наши предки местом своего жительства выбрали местность с родниками, которые берут свое начало под горой. Когда-то деревня была большая - около 40 дворов, в каждом доме по 5-7 детей. Жили дружно, весело. Днем работали, а вечером молодежь собиралась в клубе, играли в разные игры. Но в 90-е годы молодые стали разъезжаться, и потихоньку деревня поредела.                                      В 80-е годы на тылысовских лугах проводилась районная игра «Зарница», а спустя несколько лет, в 2013 году здешняя красота вновь привлекла внимание организаторов молодежного туристического слета.

«Тылыс» - туристический центрНа сегодня «Тылыс» - это центр родникового края Удмуртской республики.Здесь находится туристический комплекс «Тылыс» с маршрутами: «Здесь наши корни», «Юкаменская кругосветка», «Деревенский квест», «К покровителям семьи», «Родниковый хоровод», «Родник счастья», «Северные ворота Удмуртии».

«Тылыс» это: - живая родниковая вода боллее 33 источников, несущая в себе энергию зарождения жизни; - магические камни – природные валуны причудливой формы, находящиеся рядом с языческими святилищами горы Мыргетон; - лесотерапия – лесной чистый воздух с порцией воздушных витаминов. Вся эта сказка ждет вас в «Тылысе». Неповторимая по своей красоте и первозданной природе рекреационная зона отдыха, площадью 77 200 квадратных метров.

Для вашего удобства и комфортного пребывания на территории усадьбы имеются: - уличная сцена, - скамейки для гостей, - призовой тир, - детская и спортивная площадки, - кемпинговая зона с оборудованными кострищами, - качели, - купель и две часовни, освященные в честь небесных покровителей семьи и брака Петра и Февроньи Муромских, и в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии; - сувенирная лавка, - малые архитектурные формы для фотосессий, - закрытая беседка, оснащенная русской печью для проведения кулинарных мастер – классов; - «Княжий терем» с выставочным пространством для организации интерактивных мероприятий.

На территории усадьбы проведено освещение, что даёт возможность посетить и насладиться райским родниковым уголком и в вечернее время.

Разнообразие тематических программ подарит вам увлекательное путешествие, и познакомят с богатыми традициями и культурой народов, проживающих в Юкаменском районе: русскими, татарами, удмуртами и бесермянами – уникальным малочисленным народом России: развлечения, музыка, отдых и традиционные кулинарные мастер – классы у русской печки.

Путешествие в «Тылыс» - это уникальная возможность оздоровиться, почувствовать прилив сил и единение с окружающей природой. Целительная вода родников даст силу и здоровье, сувениры оставят память о поездке, а незабываемые впечатления и море позитива заставят вернуться сюда снова и снова.

д. Уни-Гучин

Уни-Гучин, удмуртская деревня.В 1940 г. в деревне 34 дома и жили в них 185 жителей, объединенных в сельхозартель «ШонерСюресь» («Верная дорога»), при деревне была своя мельница.

Топоним Уни можно расшифровать так: «у» -новый + частица « ни»- уже. В итоге: у+ни =Уни – уже новая деревня (на месте старого селища). С удмуртского «гучин» - селище (место, на котором в древности было расположено селение).

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Уни-Гучин проживают 56 человек.

д. Усть-Лекма

    Расположена на берегу реки Лекмы, которая берет свое начало неподалеку.

Усть-Лекма, деревня удмуртска. В 1938 году в деревне проживали 242 человек в 41 хозяйстве, объединенных в колхоз «Азлань» («Вперед»).   Удмуртское название «Люкомвож». Предположительно состоит из двух удмуртских слов «люкум» (от слова «люкыны»-разделить, разводить) и слова «вож» -устье реки, дословно «развод устья реки».

На территории деревни протекает памятник природы, родник «Усть-лекминский», это - ресурсосберегающий объект.

По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. проживают 3 человека.

д. Усть-Лем

Усть-Лем, по архивным данным на 1940 год в этой деревне Ежевского сельсовета жили бесермяне. Тогда в 35 домохозяйствах проживали 204 жителя, объединенных в колхоз «Усть-Лем». При деревне Усть-Лемская была мельница с двумя семьями мельников, всего 7 человек.

Усть-Лем -дословный перевод с удмуртского, означает «деревня в устье речки Черемуховой». Топонимы образовались от простых «лем» -черемуха, черемуховый. Население 17 человек (2022г.)

д. Филимоново

Деревня расположена на левом берегу Лемы в 15 км к западу от села Юкаменское. Деревню назвали так, видимо, по имени основателя деревни, скупщика зерна и мельника Филимона.Другое название Кион гурт. Рассказывали, что на краю деревни в таежном лесу с оврагамибыло урочище волков («кион» –это волк).

Население - 49 человек.

д. Чурашур

Чурашур, удмуртская деревня. В 1940 году это центр Чурашурского сельсовета, в 50 домохозяйствах проживали 326 жителей, объединённых в колхоз «Выль Улон» («Новая жизнь»), под Чурашурской горой на Лекме стояла мельница с одним домом мельника, в котором проживала семья мельника в 6 человек.

С удмуртского «шур» - река, речной. «СЮРА ~ ЧУРА-название воршуда удмуртов « сёр» означает куница. В деревне Чурашур в 1920 году родилась кандидат исторических наук, доцент Александра Алексеевна Бабинцева.

 По сведениям Удмуртстата на 1.01.2022 г. в д. Чурашур проживают 116 человек.

 

д. Шафеево

Шафеево, татарская деревня. В 1938 году в деревне было 50 дворов, жителей - 317 человек. В Шафеево организован колхоз «Урняк» («Үрнәк» - «Пример»). В 1935 году в Шафееве начальная школа в здании бывшей мечети, в которой обучались 128 учащихся на татарском языке. Татары деревню называют Шәфиавыл. По преданиям, деревню основал выходец из деревни Татарские Починки (Төгермәнавыл) Арасланов Шәфи.

В мае 2021 года состоялось открытие мечети.

Балтачев Николай Иванович(1946-2017), почетный гражданин          Юкаменского района с 27 марта 2014 г. Работал инженером совхоза «Шафеевский». Был назначен председателем колхоза «Красный Октябрь».

Население на 01.01.2022г составляет 92 человека.

д. Эшмет

Топоним Эшмет мог образоваться от удмуртских «эш» товарищ, друг, приятель и «мыт»- смуглый. Основатель деревни мой смуглый приятель, товарищ.

На 01.01. 22 г. зарегистрировано-13 чел.

с. Юкаменское

Юкаменский район расположен в Северо-Западной части Удмуртии и занимает территорию в одну тысячу двадцать квадратных километров. На севере район граничит с Ярским, на востоке – с Глазовским, на юге – с Красногорским районами, на западе – с Кировской областью.

Ойконим Юкаменское от названия урочища «каменное заделье» между двумя речками Ю и Лекма: ЮКаменье – Юкаменское.

15 декабря 1791 года решением местного самоуправления образовано село Юкаменское. Впервые название села упомянуто в церковных деловых бумагах. Это отражено в просьбе переменить ранее истребованное место под строительство церкви на новое и выдать грамоту на землю для села под названием Юкаменского Богоявленского. Письмо датировано декабрем 1791 года. С появления церкви село получило название Ю-Каменского-Богоявленского. В то время оно было совсем небольшим - всего 11 дворов, в которых проживало 69 человек (в основном служители церкви и купцы).

Районным центром село становится в 1929 г. с принятием Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "Об утверждении административного деления Вотской автономной области" (15 июля 1929 г.).

В 1914 году в Юкаменском организована почтовая служба.

В 1926 году в Народном доме заговорило радио, а через год впервые зажглась «лампочка Ильича».

В 1920 году был образован Юкаменский район. В состав района входили 18 сельсоветов, 90 населенных пунктов.

В 1930 году создана первая машинно-тракторная станция, организована коммунальная служба.

В 1932 году вышел первый номер газеты «Ударник», в 1967 году она переименована в «Знамя Октября».

В 1939 году в 132 населенных пунктах района проживало более 26 тысяч человек (в основном удмурты, русские, татары, бесермяне).

Мирный труд прервала Великая Отечественная война. На фронт ушли 4248 человек, в том числе 67 женщин. Погибло и пропало без вести 3020 человек, в том числе 5 женщин. Судьба 121 фронтовика остается неизвестной. Всего вернулось с фронта уроженцев нашего района 1107 человек.

В 1962 году Юкаменский район был упразднен и введен в состав Глазовского. 30 декабря 1966 года принято решение о создании Юкаменского района. Он был выделен из состава Глазовского.

В 1974 году пущена в строй новая Юкаменская школа.

В 1984 году вступила в строй вторая очередь автоматической телефонной станции.

С 1992 года началась реорганизация совхозов и колхозов.

В 1994-м впервые в районе проведены выборы главы администрации.

В 1995 году в Юкаменском открылся центр социального обслуживания населения.

В 1996 году организованы 8 сельских администраций: Верх-Унинская, Ежовская, Ертемская, Засековская, Палагайская, Пышкетская, Шамарданская, Юкаменская; 73 населенных пункта. Население в 1998 году -12,8 тысяч человек.

В 1999 году открыт муниципальный рынок.

2000 год - в районе прошли 9-е республиканские летние сельские спортивные игры.

2002 год - прошли 8-е зимние сельские республиканские игры.

2003 год - в Юкаменское пришел газ.

2004 год - создано ООО «Юкаменское», объединившее несколько сельхозкооперативов.

Достопримечательности:

Достопримечательностью села Юкаменское являются старинные здания.

В центре стоит памятник архитектуры деревянного зодчества

республиканского значения. Это бывший дом священника Федора

Алексеевича Тукмачева, построенный еще в 19 веке в 1876 году. В

настоящее время здесь размещается музей народного искусства, открытый

17 мая 1991 года, являющийся филиалом Удмуртского республиканского

музея изобразительных искусств.

Свято-Троицкий храм

Первоначально в селе Юкаменское был построен деревянный храм, через

30 лет стараниями настоятеля Неофита Ильича Мышкина заложено

кирпичное здание церкви, окончательно достроенное к 1837 году с

главным пределом в честь Святой Троицы.

В 1844 году открыто приходское начальное училище. В 1872 году

основано церковно-приходское попечительство, оказывавшее денежную помощь неимущим и больным, обеспечивало их дровами.

1 февраля 1930 года Свято-Троицкая церковь была закрыта, священники по обвинению в организации мятежа арестованы и полгода спустя расстреляны или отправлены в ссылку.

В 1936 году церковь была снесена, а новая стала действовать только в феврале 2016 года.

Лыжная база «Лесная сказка»

Лыжная база «Лесная сказка». Открытие лыжной базы состоялось в честь проведения 21 Республиканских зимних спортивных игр. А 28 декабря 2014года состоялось открытие освещенной лыжной трассы. В здании располагается кабинет директора, комментатора, судейская, мастерская и помещение для хранения лыж.

Мемориальный комплекс

«Памятник воинам-землякам, павшим в боях в годы Гражданской и Великой Отечественной войн». В 1975 году в сквере установлены памятники погибшим в годы гражданской войны - обелиск на братской могиле красноармейцев и комиссара полка Василия Николаевича Родионова, и Великой Отечественной войны. Здесь же установлена мемориальная доска нашему земляку уроженцу деревни Митрошата Герою Советского Союза Анатолию Архиповичу Попову.

  Это священное место. Отсюда уходят юноши в армию, сюда приходят молодожены в дни бракосочетаний, в праздники к подножию  памятников возлагаются цветы.

Церковно-приходская школа.

Это двухэтажное кирпичное здание принадлежало приходской церковной школе. Приходская школа в селе Юкаменское открыта в 1846 году. Основным предметом было преподавание Закона божьего. Главную роль в школе играл священник.

  Примерно в 1922 году в этом здании разместили больницу, первым фельдшером в ней работал Сидорик Илья Фомич. В разные годы здесь размещались и родильное, и детское, и хирургическое отделения. В 1927 году прибыла первый врач по глазным болезням Векшина Лина Григорьевна. А в 1972 году, когда построили новое здание больницы, в освободившееся здание  перевели санитарно-эпидемиологическую службу, которая размещалась здесь вплоть до своего закрытия.

Пруд

Пруд появился в 1861 году, после завершения строительства каменной церкви. Но это было очень маленькое водохранилище, которое можно было назвать разве что прудиком. Его содержали церковнослужители. В него даже запускали рыбу.

  В 1920-е годы, уже при Советской власти, повсеместно стали строить мельницы и  электростанции на реках. Одна из таких мельниц появилась и в деревне Вежеево (сейчас это улица Вежеевская села Юкаменское), примыкавшей своей окраиной к речке-ручью Ю. Естественно, запруду увеличили, зеркало воды расширилось, но пруд был еще не очень глубоким. 1950 года пруд ушел. Его плотину «обновила» бригада строителей из деревни Антропиха, которая славилась своими мастерами.

  В 1962 году плотину размыло, к этому времени уже отпала необходимость в мельнице. С 1962 по 1966 год район входил в состав  Глазовского, и поэтому пруд восстанавливали очень медленно, он даже стал зарастать.

Строительство новой плотины началось в 1964 году, но была допущена ошибка. Русло перекрыли, а слив проложили с другой стороны. Река не смирилась с вмешательством в ее «устои». Прорвав дамбу, в 1971 году вода снова ушла. В 1973 году слив вернули в русло реки,  плотину укрепили железобетонными плитами.

Известные жители села:

Тукмачев Федор Алексеевич(1870-1930)

Священник Троицкой церкви с. Юкаменское. Награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, а затем посвящен в почетный сан протоиерия.

Векшина Лина Григорьевна (1898-1973)

Поэтесса, приехала работать врачом-окулистом. Внесла большой вклад в повышение жизненного уровня Юкаменского района.

Коновалов Михаил Алексеевич(1905-1939). Знаменитый удмуртский писатель. С 1935 по 1937 г.г. жил вс. Юкаменское, редактировал газету «Ударник».

Ясницкий Петр Алексеевич(1891-1968). Советский ученый-врач. Один из инициаторов освоения минеральных ресурсов Пермского края и основателей курорта Усть-Качка.

Овсянников Василий Александрович(1926-2010).Трудовой стаж более 52 лет. Награждён орденом «Знак Почёта» и юбилейными медалями Великой  Отечественной войны. Почетный гражданин Юкаменского района с 5 ноября 2003г.

Владыкин Геннадий Семенович(1924-2016).Ветеран Великой Отечественной войны. Кавалер двух орденов Красной Звезды. Награжден медалью «За отвагу». Почетный гражданин Юкаменского района с 21 октября 2004г.

Данилов Андрей Иванович(1929).Работал в строительной организации. При его участии  построено немало различных объектов, начиная от животноводческих помещений до многоквартирных жилых домов. Почетный гражданин Юкаменского района с 30 октября 2007 г.

Евгеньев Геннадий  Васильевич(1936). Награжден значком «Отличник здравоохранения», юбилейной медалью «За доблестный труд», орденом Красного Знамени. Присвоено звание «Лучший    медицинский работник района». Занесен в республиканскую Доску Почета. Почетный гражданин Юкаменского района с 14 октября 2008 г.

Моргунов Сергей Григорьевич (1938).За успешное развитие животноводства  награжден орденом Трудового Красного Знамени. Почетный гражданин Юкаменского района с 15 июля 2009 г.

Повышев Николай Михайлович (1944-2015).Работал врачом-хирургом. Отмечен значком «Отличник здравоохранения», присвоено звание «Заслуженный работник здравоохранения УР».  Почетный гражданин Юкаменского района с 18 октября  2010 г.

Арасланов Ильдар Нурисламович(1952).Заслуженный строитель РФ и УР, почетный строитель «Нечерноземагропромстроя». Почетный гражданин Юкаменского района с 29 марта 2012 г.

Бушмелев Николай Сергеевич(1940).Журналист, краевед. Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики. Почетный гражданин Юкаменского района с 29 марта 2012 г.

Саламатов Владимир Александрович (1951). Внес вклад в социально-экономическое развитие района. Почетный  гражданин Юкаменского района с 29 марта 2012 г.

Саламатов Михаил Александрович.Михаил Александрович 36 лет проработал в Юкаменской районной больнице врачом - хирургом. Трудолюбивый, высокопрофессиональный грамотный врач. Много лет возглавлял хирургическое отделение.За достигнутые успехи был награжден Почетными грамотами Российской Федерации и Удмуртской Республики, имеет звание «Заслуженный врач Удмуртской Республики». В 2020 году присвоено Почетное звание «Почетный гражданин Юкаменского района».

Якимов Александр Геннадьевич.Работает врачом-хирургом в Юкаменской больнице с 20 июля 1977 г. Почетный     гражданин Юкаменского района с 31 мая 2018 г.

Востриков Борис Васильевич (1963). Глава Юкаменского района с 2009 по 2018 гг. Имеет Почётную грамоту Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 2015 г. Почетный гражданин Юкаменского района с 15 мая 2019 г.

На 01.01.2022г. в селе Юкаменское проживает 3820 человек.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Галеев, АзатХарисович. Топонимика населенных мест Юкаменского, Глазовского, и Ярского районов Удмуртской Республики-опыт краеведения с филологическим – Глазов: авторское, 2007-2012 -148с.
  2. https://cat.convdocs.org/docs/index-19221.html
  3. https://glazovskayazbc.3dn.ru/4/PDF/toponimika_jukamenskogo_rajona.pdf
  4. https://lostvillages.udsu.ru/villages/
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki

11.05.2022


Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ